Расселение аварийного жилья по ипотеке

Проживающим в аварийном жилье гражданам РФ будет предложена возможность получения ипотеки по льготным условиям – не свыше 3% годовых. Благодаря чему будет ускорено расселение ветхих домов.

Процентная ставка по ипотечному кредиту устанавливается в размере 3%, а первоначальный взнос за ипотеку оплачивается за счет Фонда содействия реформированию Жилищно-коммунального хозяйства. Кредит будет выдаваться таким образом, чтобы у граждан после внесения регулярного месячного платежа оставалось более чем 2-х прожиточных минимумов.

Такая инициатива по переселению из аварийного жилья была предложена Государственной Думой РФ.

Новый законопроект

Депутат Госдумы, член комитета по бюджету Дмитрий Юрков предложил внести поправку об ипотечном кредитовании в законопроект о федеральной программе расселения аварийного жилья, одобренный Госдумой в ноябре 2019 года на 1-м чтении.

Законопроект Правительства носит наименование «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ»

Данный законопроект содержит положения, согласно которым региональные органы исполнительной власти вправе устанавливать для аварийного жилья меры дополнительной помощи. Имеется в виду, что государством будут выплачиваться социальные выплаты и субсидии.

Поправки от члена комитета по бюджету Д. Юркова данную меру детализируют. Процедура социальной поддержки заключается в том, что если жилец аварийной жилплощади намерен из нее переехать за счет ипотечного кредита, то первоначальный на новую квартиру будет оплачен в счет Фонда содействия реформированию ЖКХ (данное государственно учреждение наделено компетенцией по финансирования программ субъектов РФ по расселению граждан из жилья, непригодного для проживания).

В дальнейшем фонд принимает участие в финансировании выплаты кредита по ипотеке – таким образом, чтобы процентная ставка была не свыше 3%.

Меры социальной поддержки для нанимателей и собственников

В настоящее время в нашей стране имеется значительная проблема социального характера, которая связана с несовершенством нормативов действующего жилищного законодательства.

Она заключается в том, что каких-либо социальных гарантий в ходе расселения из аварийных домов, которые признаны таковыми позже 01.01.2017 г., для собственников помещений ветхих многоквартирных домов не имеется. Социальные меры программ по переселению обеспечивают реальную поддержку лишь лицам, занимающим муниципальное жилье на основании договоров социального найма. В отношении них при расселении гарантируется предоставление другого равноценного жилья, площадь которого не меньше, чем у старого.

Жильцам, владеющим жилыми помещениями на праве собственности, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, может быть обеспечен лишь выкуп их квартиры в аварийном здании, т.е. денежная компенсация. Меры дополнительного содействия применяются по усмотрению региональных властей, т.е. они не обязаны их оказывать.

Однако предлагаемый законопроект также не полностью способен данный вопрос решить, за это он уже критиковался. Меры дополнительной помощи в отношении собственников аварийного жилья в нем являются лишь пожеланием для субъектов РФ.

Поэтому граждане, приобретшие или приватизировавшие квартиру в здании, признание которого аварийным произошло позже 2017 года, могут столкнуться с различными проблемами.

При расселении им будет предоставлена не квартира в новом доме, а денежные средства за свою ветхую жилплощадь, которая недостаточна для приобретения комфортабельного жилья. Поэтому им придется или доплачивать при покупке новой квартиры из собственного кармана или отказаться от покупки.

Перспективы программы

Однако, существуют сомнения, что в этом случае ипотека в размере 3% способна как-то изменить ситуацию в лучшую сторону.

В помещениях аварийных домов живут достаточно много лиц, которые являются малоимущими и которым даже такая процентная ставка по ипотечному кредиту будет под силу.

Возможны и другие способы решения проблемы переселения граждан из ветхого жилья – включить в закон дифференцированный подход в жильцам непригодного для проживания жилья, исходя из конкретной ситуации. Если граждане признаны малоимущими, то их следует обеспечить новым жильем.

На сегодняшний день к переезду из аварийных и ветхих домов готовятся 530 тысяч российских граждан. Всем им должно быть предоставлено комфортное жилье в течение 4-х лет за счет резервного жилищного фонда государства. Что установлено в национальном проекте «Жилье и городская среда» (разработан на период с 2019 по 2024 гг.). В соответствии с данными Фонда содействия реформирования ЖКХ, на указанные цели только в 2021 году региональные власти затратят примерно 10 млрд. рублей, выделенных из государственного бюджета.

Комментарии автора законопроекта

Комментирует депутат Государственной думы, член комитета по бюджету доктор экономических наук Дмитрий Юрков:

— По большей части, вопрос расселения аварийного и ветхого жилья в нашей стране имеет отношение главным образом регионов, и, обычно, это дотационный регион. Я предложил именно для адресной, именно социальной помощи, когда субсидия предоставляется по начальному взносу, чтобы проживающий мог сам, иметь в своем распоряжении небольшие денежные сбережения, с помощью государства не переезжать в маневренный фонд, а безотложно приобрести новое жилье. При этом ставка по ипотеке не должна превосходить для этой категории граждан 3%, чтобы как минимум 2/3 ставки минимального прожиточного минимума у них оставались для того, чтобы просто жить, покупать продукты, платить за услуги ЖКХ.

— Не слишком ли мало оставлять жильцам всего лишь 2/3  прожиточного минимума?

— Безусловно, в каждом регионе прожиточный минимум различный, но менее этого уже просто невозможно, т.е. невозможно 50% зарплаты отдавать исключительно за ипотеку. Если сейчас местная администрация не дает право на больший метраж, то в этой ситуации, если гражданин имеет личные денежные сбережения, он может применить их для покупки дополнительной площади.

— А что, если они не смогут выплачивать ипотеку, собственности у них больше нет — той самой, что была в рамках аварийного дома? Как им быть, их в маневренный фонд переселят, если у них закончатся деньги платить ипотеку, потеряют работу или еще что-то?

— Этот вопрос еще открыт для дискуссии. В основу на сегодняшний день просто положена идея механизма, а сколько процентов субсидировать, сколько необходимо делать ставку, может быть, она должна быть не 3%, а, условно говоря, 1,5%. Это уже последующее обсуждение, которое должно проходить и в экспертной среде, необходимы и мнения людей, и муниципальных властей, и наших коллег в Государственной думе.

— Все равно ведь тело кредита, тело ипотеки нужно выплачивать, а у людей закончатся средства их выплачивать.

— А здесь у нас применяется механизм: как люди, оказавшиеся в непростой жизненной ситуации, скажем, с обманутыми дольщиками, в моей инициативе предлагается рассмотреть настоящий вопрос не для всех банков, а только тех, которые на конкурсной основе при определенных условиях при гарантии Центрального Банка смогут реализовать условия для российских граждан.

— Есть аварийный дом, половина семей в нем хочет взять ипотеку, а другая половина не хочет брать, хочет в маневренном фонде пожить. Каким образом это все-таки будет осуществляться?

— Поверьте моему опыту, я еще не видел ни одного человека, который с радостью бы переезжал в маневренный фонд, этот вопрос касается в большей степени регионов, которые как раз не обеспечены благоустроенным жильем. Мы не приводим в пример Москву.

О программе расселения аварийного жилья в 2021 году, читайте здесь.

Видео: Расселение аварийных домов по ипотеке:

Оцените статью
Рекомендации и советы от лучших юристов в своем деле