Чтобы совершать различные сделки с землей, мало быть просто собственником участка. Для проведения операций по продаже, аренде, завещанию или прочих нужно обязательно поставить недвижимость на учет. Что немаловажно, это поможет и избежать конфликтов, связанных с границами земли. Подробнее о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет поговорим в нашей статье.
Зачем ставить земельный участок на кадастровый учет
Что такое кадастровый учет земельного участка? Это сбор информации о земле, ее систематизирование, а также введение сведений в государственный кадастр. Поставить земельный участок на учет необходимо для того, чтобы вы могли обладать полными правами на недвижимость.
После этого вы становитесь участником земельных правоотношений и получаете возможность распоряжаться имуществом по всем пунктам: можете перепланировать участок, беспрепятственно проводить стройку и подключать коммуникации, сдать его в аренду, продать или завещать.
Также вы вправе не допустить повышения налога на недвижимость, если определите ее кадастровую стоимость.
Сам по себе кадастровый паспорт недвижимости – это тот технический документ, который корректно определяет границы участка и дает ему правовой статус. Он содержит в себе всю необходимую информацию. При возникновении спорных ситуаций вы докажете свою правоту, используя этот источник.
Справка. Плюсом официального оформления становится и то, что участок находится под законной защитой.
Таким вопросом задаются люди, которые хотят избежать определенных трат за пользование землей. Однако тогда у вас не получится ни продать ее, ни сдать в аренду, ни спокойно провести на ней различные преобразования. Оформление участка – это процедура, без которой не обойтись, если вы хотите быть полноправным владельцем земли.
Правила постановки земли на учет
Чтобы написать заявление о постановке недвижимого имущества на учет, вы должны быть либо его собственником, либо арендатором, который пользуется им более пяти лет.
Также рассматривается вариант, если вы являетесь владельцем земли по праву пожизненного пользования. Обращаются с таким вопросом и различные государственные организации.
Бывают случаи, когда заявитель еще не достиг совершеннолетия или недееспособен. Тогда для проведения сделки необходимо присутствие его законного представителя и наличие согласия отдела опеки и попечительства по месту регистрации.
С перечисленными ниже бумагами обращаются в учреждение, которое осуществляет кадастровый учет (Росреестр или МФЦ). Для постановки участка на учет необходимо собрать следующие бумаги:
- Заполненное заявление.
- Межевой план участка, составленный квалифицированным кадастровым инженером. Он может быть как на электронном, так и на бумажном носителе.
- Бумаги, подтверждающие ваше право на недвижимость. Если участок – государственное владение, то необходимо разрешение учреждения, которое им управляет.
- Паспорт заявителя.
- Чек об уплате госпошлины.
Бывает, что собственник не может сам заняться процессом оформления своей земли. Тогда он находит представителя, который, в свою очередь, должен иметь при себе оформленную доверенность, подтверждающую его полномочия. То же касается долевых участников.
Основные этапы
Первым шагом становится составление межевого плана недвижимого имущества. К нему прикрепляется документ, согласующий границы с соседними участками.
При возникновении разногласий по этому поводу их стоит приложить к делу. В такой ситуации вопрос о том, как выделить границы, решает суд. Важно урегулировать все споры, чтобы в будущем не возникло дополнительных проблем.
Для дальнейшей регистрации участка в кадастровом реестре обращаются в Росреестр или МФЦ. Туда же предоставляют пакет документов, заполняют необходимое заявление и получают расписку от сотрудников, которая содержит дату получения кадастрового паспорта и контактную информацию специалистов.
Кадастровый паспорт содержит номер вашей недвижимости. Он будет главным во всех операциях. Паспорт сам по себе позволит совершать необходимые операции.
Справка. Средний срок постановки на кадастровый учет земельного участка – 30 дней (с учетом того, что все бумаги корректны и сданы в нужном объеме со всеми необходимыми сведениями).
Если вы не являетесь владельцем участка, то следующий шаг – регистрация права собственности на землю в Регистрационной палате. Вы подаете необходимые бумаги, уплачиваете пошлину и ждете (не более 10 дней) окончания проверки информации и регистрации законных прав на недвижимость.
Отказ в постановке на учет
Приостанавливают предоставление кадастрового паспорта, если:
- Вы неверно или не полностью подали нужные документы. Необходимо просто донести то, чего не хватает, или исправить ошибки.
- Выявлено нарушение в кадастровой информации. Для исправления подают заявление об ошибке в кадастре с просьбой корректировки.
- Обнаружено пересечение с другими границами участков, уже зарегистрированных в кадастре. В этом случае возможна проверка межевания или ее повторное проведение, а также урегулирование ситуации с владельцами-соседями.
Остановка не лишает вас возможности оформить свою недвижимость, вам лишь добавляется дополнительное время на проведение процесса. После исправления всех погрешностей процедура восстанавливается.
Однако вам могут и отказать. Это происходит в ряде случаев:
- Недвижимость относится к землям, не учитываемым в кадастре.
- Заявитель не имеет права на совершение операции.
- Существует судебный спор, который касается недвижимости, с запретом на постановку на учет.
- Недвижимое имущество составлено из участков, которые учитываются как разные категории использования.
Важно! Вы вправе подать жалобу в суд, если не согласны с причинами отказа.
Заключение
Итак, мы узнали порядок постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, а также как зарегистрировать земельный участок в кадастровой палате, получить паспорт недвижимости и стать собственником земли со всеми правами на нее. Главное – верно собрать пакет необходимых документов и обращаться к профессиональным кадастровым инженерам, которые документально оформят сведения об участке.